Харакири

Воскресенье, 2 августа, 2009

Харакири или сеппуку – ритуальное самоубийство, вскрытие живота, призванное искупить преступление или же помочь «умереть с честью», дабы сохранить лицо. Во времена самураев это было практически нормальное явление. Часто в мирное время, когда даймё (японский феодал) терпел поражение или погибал, все самураи, что подчинялись ему, становились рёнинами. Во время войны эти рёнины обычно пополняли армии других феодалов. В мирное же время рёнины испытывали трудности с наймом, так как не было особой надобности в самураях. Многие из таких рёнинов предпочитали совершить сеппуку, чтобы умереть с честью, вместо того чтобы влачить жалкое нищенское существование. Для проведения обряда сеппуку рёнину приходилось «заимствовать» двор чужого феодала, так как сам он не мог больше пользоваться двором своего господина. Рассматривая подобные прошения, многие даймё проявляли жалость по отношению к угнетенным самураям и нанимали их за несколько золотых.
Фильм Кобаяси Масаки «Харакири» рассказывает об одном из таких рёнинов и о его просьбе совершить харакири. Главный герой фильма Хансиро появляется у ворот резиденции дома Ийи с просьбой воспользоваться его двором для того, чтобы принять смерть, достойную самурая. Сайто Кагею, господин дома, рассказывает историю о рёнине, который ранее приходил с такой же просьбой, используя её как ложный повод. Сайто разозлился и отказался отпустить рёнина, заставляя его совершить самоубийство. Сайто рассказывает эту историю, дабы убедиться в том, что намерения Хансиро искренни. Убедившись в том, что Хансиро действительно намерен завершить ритуал, Сайто Кагею исполняет последнюю просьбу Хансиро – рассказать свою историю, чтобы другие самураи извлекли пользу из последних слов человека, решившего умереть. Рассказ Хансиро явился обвинением против бюрократии, лицемерия и фальшивой чести, за которую так крепко цеплялись самураи.
Хасимото Синобу и Такигути Ясухико — авторы сценария настолько аутентичного, что вопрос об историческом соответствии выглядит неуместным, да и к тому же, идея разоблачения лицемерия и коррупции в среде правящего класса универсальна. Хансиро действительно имеет намерение убить себя, но лишь после того, как его цель будет осуществлена.
Этот фильм был снят в 1962 году, когда его создатели не имели возможности показать графические детали ритуального самоубийства. Вместо этого, они сфокусировались на поведении жертвы и окружающих. Это сделало сцены, связанные с харакири, действительно напряженными. Это напряжение подчеркивается и последовательными флэшбеками, из которых мы узнаем о жизни главного героя, прежде чем увидеть его смерть.
«Харакири» — потрясающий фильм. Темы и идеи этого фильма так же значимы сегодня, как и всегда. Структура этого фильма столь интересна, что, даже если этот фильм не имеет всего социального подтекста, ему приписываемого, этот фильм остается одним из лучших фильмов о самураях.

Режиссёр: Кобаяси Масаки

Оставьте отзыв