Синий чулок
Суббота, 4 июля, 2009
На бумаге завязка фильма Масато Харады «Синий чулок» выглядит, откровенно говоря, не очень захватывающе. Картина посвящена началу женского движения за права в Японии – название ссылается на женское движение в Британии. Столкновение традиционного уклада с новыми либеральными веяниями, Запада с Востоком, исследуется во взаимоотношениях людей в любовном треугольнике. Этот, в некотором роде, политизированный сценарий, едва ли мог оказаться для зрителей чем-то большим, нежели фильмом о разрушении догм, если бы Харада не сделал его прекрасно написанной драмой, разыгрываемой в трех замечательных исполнениях. Пусть даже в работе Харады есть несколько неточностей перед оригинальной пьесой двадцатых годов, в целом, он неплохо управился с изображением политики, занимающей особые места в сложных характерах своих героев.
Фильм начинается в школе для девочек, когда ученицы собираются в клуб — показательная сцена о том, что ждет их после выпуска. И, посреди беззаботного веселья, появляется в высшей степени серьезный разговор. Речь заходит о новых идеях назначения полов, и девушки дают клятву стать «новыми женщинами», женщинами самодостаточными, которые даже если выйдут замуж, то сделают это только по любви, а не из-за социальной необходимости. Эти девушки хотят изменить устои общества, в котором живут.
Но, конечно, просто быть идеалисткой, когда кто-то другой оплачивает твое обучение, намного тяжелее им оставаться, когда ты сталкиваешься с суровой реальностью жизни. Действие переносится вперед во времени к Акико, одной из тех девушек, разбуженной небольшим землетрясением и вцепившейся в своего мужа для поддержки. Несмотря на то, что она проявляет искреннюю любовь к мужу, факт в том, что после всех речей Акико о независимости и самоопределении, она вступила в рассчитанный брак с выходцем из очень богатой семьи и сейчас абсолютно счастлива, ни в чем себе не отказывая за счет средств мужа.
Судьба сталкивает в театре Акико со своей старой школьной приятельницей Кийоко, которая осталась верна своему обещанию и, в результате, жизнь ее оказалась более тяжелой в сравнении с Акико. Когда Кийоко узнала о наличии у своего мужа любовницы, она развелась с ним и, в итоге, вынуждена жить с отцом, в бедности и одиночестве. Находясь в блаженном неведении о том, насколько бесчувственно подчеркивает свой статус, Акико решает устроить жизнь подруги и находит ей работу в компании мужа, скоропалительное решение, о котором впоследствии суждено пожалеть, когда поползут слухи о том, что Кийоко стала любовницей Юйчиро.
Работая над сценарием, Харада создал убедительную картину, каких мало на большом экране, о переходном периоде Японии. Япония двадцатых это практически однородный сплав из западных и восточных влияний, старое поколение полностью традиционно в противовес новому поколению, сделавшему выбор в пользу западной культуры. Старые потомственные и семейные обязанности противопоставлены самоопределению молодежи. Персонажи олицетворяют противоборствующие стороны в конфликте, а собственные мечты разрывают их на части. Харада снял однозначно прекрасный фильм, но эта работа из тех, успех или провал которых всецело зависит от убедительности игры актеров, а все актеры великолепно с этим справились, в частности, стоит отметить силу образов Юйчиро и Кийоко, вместе продемонстрировавших самое высокое мастерство. Вы можете быть сбиты с толку тем, как легко Юйчиро избежал критики за свой проступок, но это, естественно, является частью сценария, и картина приобретает дополнительно глубину, когда он постепенно начинает осознавать последствия своих действий и, будучи хорошим человеком, пытающемся найти собственную дорогу в меняющемся мире, берет ответственность за совершенное.
«Синий чулок» — один из наиболее монументальных трудов в японском кинематографе, с одной стороны из-за того, что охватывает очень интересный период японской истории, а с другой – лучше посмотрите сами.
Режиссёр: Масато Харада